Рок Архив  »  S  »  Savatage

Вспоминая... Крисса Оливу

Английский оригинал: Журнал Metal Maniacs (США) том 19 №5 июль 2002г. Автор: S. Brook Reed
content top
Savatage
2002

Вспоминая... Крисса Оливу

Savatage

Родившийся 3 апреля 1963 года в Оклэнде, штат Нью-Джерси, молодой Крис Олива подчинялся старшему брату, Джону. Играя роль "снисходительного Бэтмена", то есть Робина (Крис) был прикручен клейкой лентой к своей постели превосходящим его супергероем. С переездом к солнцу и сёрфингу СоКола в 1971, шаловливые проделки продолжились и младший брат серьезно обварился кипятком в бассейне на заднем дворе. Не считая шуток, все же эти мальчишки были не разлучными друзьями все свое детство; застенчивый и скрытный Крис терпел выходки своего непослушного брата.

В 1975 году семья Оливы обосновалась в Тампа Бэй, штат Флорида, и родные подтолкнули мальчишек сделать музыкальную карьеру. 12-ти летний Крис играл на гитаре на пару с 16-ти летним фронтменом Джоном в группе, которая называлась Black Diamond. Как это частенько бывает с новичками, их дебютное выступление стало катастрофой. Выступая в молодежном клубе на каком-то школьном мероприятии, последние 4 минуты из своего 8-ми минутного выступления, Крис смотрел в замешательстве на подмостки сцены, на которых без сознания лежал его брат, Джон!

"Я плохо помню то наше первое выступление", хихикает сегодня Джон, 41-летний мужчина. "Во время первой же песни, "War Pigs", меня шибануло током. Видимо из-за плохого заземления. Я схватил микрофон и получил удар!". Спустя два года, Джона выгнали из школы за то, что он отпиздил качков-футболистов, ненавистников тяжелого рока, парней, которые доставали Криса. Внезапно заполучив огромное количество свободного времени, Джон "собрал свои внутренние резервы" и вытащил свою группу на новый уровень.

В 1979 году, Стив Вахольц (барабаны) и Тони Циаулла (бас) вошли в один из первых составов Savatage. Переоборудовав старый курятник под свою репетиционную точку, группа оттачивала свое музыкальное мастерство, играю по 4-5 часов в день. В 1981 Джон занял вакантное место басиста. Играть крутые кавер-версии для любителей пива в местных пивных оказалось легче простого, а вот сочинять свои собственные песни оказалось гораздо труднее.

"Мы играли несколько песен своего сочинения, но тогда мы еще плохо владели своими инструментами, да и сочиняли не ахти как", вспоминает Джон. "Свои песни мы миксловали с перпевками Rush, Sabbath, Queen и Scorpions, тогда этим занимались практически все рокеры". Если исполнение чужих песен было их сильной стороной, одна известная, независимая фирма грамзаписи разглядела потенциал в их не завидном положении. В 1983 они взяли себе басистом Кита Коллинса и выпустили дебютный альбом "Sirens". Через год, в продаже появился более признанный и более мрачный диск "The Dungeons Calling". Лейбл "Combat" подписал с ними контракт на выпуск двух пластинок.

"Наше сотрудничество с "Combat" было веселым, переходным периодом – мы оставались мальчишками, только что закончившими школу и продолжали учиться сочинять свои песни", вспоминает Джон. "Любимые песни Криса с тех пластинок: "Holocaust", "I Believe", "By The Grace Of The Witch" и "The Dungeons Are Calling"".

В 1985 свой интерес проявили "Atlantic" и захотели "прибрать к рукам" молодой Savatage. Они явно стремились превратить группу в коммерческую машину по зарабатыванию денег. Оба брата Оливы стали матерыми авторами-исполнителями, однако продолжили продвигать свою фирменную мрачность. Убежденный в том, что на тот момент они написали свои лучшие песни, Крисс смаковал "Skull Session" и "Fountain Of Youth", однако назвал новую пластинку в честь убойного металлического гимна "Power Of The Night". Этот альбом хорошо продавался, но не оправдал ожидания лейбла. Менеджмент начал тянуть их куда-то не в ту сторону и запугивать, обратившись к музыкантам группы с просьбой сочинять попсовые мелодии для других групп.

"Мы еще не успели до конца изучить все уловки музыкального бизнеса", с хмурым видом сказал Джон. "Потом менеджмент заявил, что песни написанные нами для других на самом деле подойдут новому альбому Savatage. Мы от такой заявы просто охренели и сказали, что это вовсе не саватейджевские песни! Тогда нам пригрозили расторжением контракта, сказали, что если так, то в итоге мы можем остаться ни с чем и нам элементарно нечего будет кушать… мы типа загубим свои жизни, если не подчинимся". На басу начал играть Джонни Ли Миддлтон и они записали альбом "Fight For Rock". Эта пластинка плохо продавалась, и должно быть Крис почувствовал, что понапрасну растрачивает свои таланты. Он поклялся в том, что больше никогда не допустит, чтобы диктаторы музыкального бизнеса подавляли дух группы.

1987 год стал спасительным годом для Savatage. Чтобы собрать группу по кусочкам, появился авторитетный персонаж Пол Оу Нил. Направляя все еще достаточно наивный "молодняк", Оу Нил финансировал группу из собственного кармана. В ответ, ему было нужно место соавтора лирики и продюсера. Понимая, что Джону никогда не стать величайшим автором-сочинителем, братья Оливы с радостью приняли помощь авторитетного источника. С такими ломовыми темами, как "Twenty-Four Hours Ago", "Beyond The Doors Of The Dark" и "Head Bangers Ball", "Hall Of The Mountain King" стал самым важным альбомом в карьере группы. Крис был доволен своими достижениями – он все сделал как надо, в фирменном стиле Savatage.

Потом Крис вполне заслуженно мог гордиться такими более оркестровыми (с множеством партий на пианино) альбомами, как "Gutter Ballet" (1989) и "Streets: A Rock Opera" (1992). Однако его лучшую гитарную работу можно найти на принципиально новом, даже симфоническом диске "Edge Of Thorns" (1993). Уступив место Заку Стивенсу, и позднее перейдя на подпевки, Джон решил "разгрузить" свой измученный голос.

Во время перерыва в гастролях "Thorns" пришла беда – ужас, способный изменить эту группу навечно. Ничто не говорило и не указывало на то, что Крисс Олива может умереть. Никакой наркомании, никакого алкоголизма. Однако же, 16 октября 1993 года, его трагически отняли у его родных и близких, его коллег по группе и его поклонников, и все по вине идиота-пьяного водителя. Когда они ехали на Север по шоссе 303 в Zepher Hills, штат Флорида, Крисс и его жена Давн (Dawn – Утренняя Заря) столкнулись лоб в лоб с другой машиной. Плохо пристегнув ремень безопасности, Крисс погиб на месте, свернув себе шею, а Давн выжила.

Джон рассказывает как он узнал об этом: "Я был опустошен. Шесть или семь часов, узнав об этой трагедии, я не понимал где я и что делаю. Никто не смог бы поговорить со мной. Пол узнал об этом раньше меня. Он остановился в одном нью-йорском отеле, примерно в четырех кварталах от своего дома. Позвонил мне и сказал, что ему нужна моя помощь – заявил, что порезался! Мол: "Приезжай, я серьезно порезал свой палец!". Я подскачил к нему и он все мне рассказал. Я сам себя не помнил. Вернулся в отель, собрал свои вещи, потом сел на самолет и улетел домой". Воспоминания о брате пронзают его сознание. Джон был буквально съедаем яростью и разочарованием.

"Всю свою жизнь мы были очень близки – он постоянно находился со мной…", сказал Джон дрожащим голосом. "И он всегда будет со мной, в моей душе. Я на все 100 уверен в этом. Мы играем песню-посвящение ему на каждом концерте… зрители в аудитории вспоминают Крисса Оливу и достают его фотографии. Он был потрясающим гитаристом – в ряде европейских стран его даже считали легендой. И он был замечательным человеком – спокойным по характеру и уважительным, вы бы хотели, чтобы именно с таким вот парнем встречалась бы ваша сестра".

Основные гитарные влияния Крисса варьировались от Рэнди Роудса, Эдди Ван Халена, Ричи Блэкмора и Тони Айомми, но "гитарный огонь" в молодом Оливе зажег именно Майкл Шенкер. Изучая магию этого немецкого гитариста, игравшего в составе MSG и UFO, вполне объяснимо, что Крисс подыгрывал именно песням альбома "Obsession" из каталога UFO. Наслаждаясь таким высоким уровнем исполнения, Крисс был гитаристом-самоучкой, подбиравшим музыку на слух. Он редко играл гаммы или партии классической гитары в студии, когда его юношеское, врожденное разнообразие позволяло ему переигрывать "нота в ноту" соло гитаристов классической школы. Тем, кому повезло и они видели как Крисс Олива играл на сцене, не забудут об этом до конца дней своих. Он был одаренным музыкантом, игравшим на своем инструменте с природной грацией – однако талантом, так никогда и не получившим заслуженного признания.

"Когда я просил его сыграть какое-нибудь особое соло", вспомнил Джон. "Он говорил: "Заткнись! Я гитарист, и знаю, что делаю!". Потом, совершенно спонтанно он мог выдать соло, мы с Полом слушали, и качали головами, потрясенные".

content bottom
Перевод: Дмитрий Doomwatcher Бравый (05.01.2014)
Оценка: 5, Голосов: 1
<< Предыдущий материал: А кому это вообще интересно?
>> Следующий материал: Король Горы
content top

Оставить комментарий:

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь, или авторизируйтесь если вы регистрировались ранее.

content bottom