Рок Архив  »  S  »  Savatage

Король Горы

Английский оригинал: Журнал Guitar World (США) апрель 2009г. Автор: Clay Marshall
content top
Savatage
2009

Король Горы

Savatage

Как лидер-гитарист группы Savatage, Крис Олива создал выдающийся стиль, отбрасывающий тень на современный металл и музыку Trans-Siberian Orchestra.

В прошлогодний сезон зимних каникул, больше миллиона зрителей и слушателей по всей Америке посетили концерты "Транс-Сибирского Оркестра" (Trans-Siberian Orchestra), симфонической группы с любовью к сценической пиротехнике, смешивающей тяжелый рок с классикой и праздничными напевами. Как обычно, на части товаров с символикой этой группы красовалась белая гитара модели "Charvel" украшенная розами, причем этот символ далеко не в первый раз появляется на концертах TSO. На самом деле, TSO вовсе не зря используют данный образ – также как не зря с ними играют несколько музыкантов, и даже их "фирменная" песня "Christmas Eve/Sarajevo 12/24" взята из репертуара группы, из которой и "вылезли" TSO при очень необычных обстоятельствах, лет 12-ть тому назад.

Речь идет о группе Savatage, а та самая гитара "Charvel" - впервые появившаяся на заднике альбома "Streets" (1991), принадлежала их покойному гитаристу и основателю, Крисе Оливе. Рассказ о том, как культовая группа с длинной историей превратилась в TSO достоин отдельного рассказа. Не будь Savatage, не было бы и TSO, а без Криса не было бы ни одной, ни другой группы.

Через 15-ть лет после его смерти в тридцатилетнем возрасте, Олива продолжает оставлять свой след, не только в творчестве TSO, но еще и в гитаристах, которых он вдохновляет. Весной этого года об его наследии вспомнят еще раз, когда лейбл "Rhino" выпустит первый сборник Savatage, и одновременно мы отметим 25-ти летие этой группы.

Несмотря на то, что Savatage продолжали записываться до 2001 года и официально никогда не распадались, свой творческий пик группа переживала, когда с ними играл Крис Олива. Его фирменный стиль гитариста-самоучки, запомнился масштабными, но вместе с тем запоминающимися риффами, точными и заводными ритмами и резкими, прочувственными соло – все это было ярко и вместе с тем сделано с огромным вкусом. Среди его поклонников есть такие современники, как Дейв Мастейн, который когда-то хотел пригласить Оливу в Megadeth, и Алекс Скольник.

"Крис играл также неуловимо и невесомо, как такие парни как Джорд Линч и Уоррен ДеМартини, но при этом агрессивно и мелодично, и такой стиль идеально подходил Savatage", говорит Сколник. "Его соло отличались той яркостью, которой выделялась любая популярная хард роковая группа 80-х, а вот его ритмы отличались насыщенностью и ломовой позачей, в чем-то напоминавшей Black Sabbath и Deep Purple и тем самым его исполнительский стиль приобретал мрачный и мелодичный оттенок".

"Как гитарист, Крис был просто феноменален", добавил Дэвид Эллефсон, басист Megadeth 1983-2002. "В игре этого парня можно расслышать его классические корни и оценить по достоинству его знание и понимание модальной последовательности, во многом характеризовавшей его стиль. Он был новатором металлической гитары, как и Ренди Роудс до него".

Несмотря на то, что Savatage официально сформировались в 1983 году, их корни лежат в середине 70-х, когда крис на пару со своим братом Джоном впервые начали сочинять музыку вместе. Крисс начинал играть на басу, но открыв для себя творчество Майкла Шенвера и Ричи Блэкмора, переключился на гитару.

Вскоре после этого, семья Олива перебралась в город Тампа, штат Флорида, где Джон и Крисс сколотили трио и назвались Tower, рекрутировав себе в состав басиста Тони Циула, который сегодня является менеджером Мэрилин Менсона.

Джон на барабанах и на вокалах, Крисс на гитаре, а Тони на басу, Tower начали играть кавер-версии Black Sabbath, Van Halen и Rush, песни тех групп, чьи гитаристы серьезно повлияли на Криса. В конечном итоге, Джон вылез из-за барабанов для того, чтобы заделаться фронтменом, а сама группа переименовалась в Avatar.

Ближайшие два года (не раз меняя свой состав), эта команда начала сочинять оригинальный материал, и выпустив на местном, независимом лейбле "Par Records" трехпесенный семи дюймовый сингл, у них появилось много поклонников в Тампе и его окрестностях.

Рецензии, да и продажи этого сингла были многообещающими, и "Par" предложили команде записать полноценный альбом. Через два дня после отправки нового диска в тираж, оказалось, что на свете существует еще одна команда под названием Avatar. Слепив вместе два слова "Avatar" и "Savage", в итоге братья Олива придумали новое название – Savatage.

Полноформатный дебют группы, альбом "Sirens" (1983) стал важнейшей записью, сочетавшей в себе классический тяжелый рок и металл с элементами thrash и Speed metal, на тот момент только зарождающихся жанров. Эту запись часто называли одним из первых альбомов, как в стиле "power metal", так и в стиле "прогрессивный металл", причем этот альбом помог "расшевелить" плодовитую музыкальную сцену Тампы. В 2000 году, на своем альбоме "Graveyard Classics" флоридские дэт металлисты Six Feet Under отдали дань уважения Savatage, переиграв их песню "Holocaust" с диска "Sirens". Причем "Sirens" стал первым хэви металлическим альбомом, записанным в теперь уже легендарной студии "Morrisound Studios", которая в скором времени станет настоящей вотчиной молодых металлических команд.

Джесон Флом, на тот момент агент по работе с артистами и репертуаром "Atlantic Records", послушал "Sirens" и был впечатлен. Он вылетел во Флориду с целью попасть на концерт Savatage. "Клуб был забит народом под завязку, а подростки просто бесились по чем зря", вспоминает Флом, в данный момент являющийся президентом лейбла "Lava Records". "Крисс был великолепным гитаристом. Музыкантом со своим уникальным стилем, очень талантливым парнем". В последствии Флом помог Savatage освободиться от контракта с "Par", согласно которому они должны были этому лейблу еще один альбом, а именно миньон "Dungeons Are Calling" (1984). Две песни с этого мини-альбома – титульный трек "City Beneath The Surface" - в ближайшие годы станут "двойным ударом" открывающим концерты Savatage.

Для записи дебютного альбома для "Atlantic", диска "Power Of The Night" (1985), лейбл обратился к продюсеру Максу Норману с просьбой поработать с Savatage. В дальнейшем Норман получил известность, записывая сольные альбомы Оззи Осборна. В результате на свет появилась запись лучше характеризующая Savatage, чем два первых альбома выпущенные на независимом лейбле, но такие песни, как титульный трек, а также "Washed Out" и "Skull Session" прекрасно демонстрировали всю резкость музыки группы и достойно представили гитарные возможности Крисса Оливы. Самой попсовой на этом альбоме оказалась песня со стебовой лирикой, "Hard for Love", но в коммерческом плане она все равно провалилась. "Atlantic" попробовали убедить Savatage поменять название этого трека на "Hot For Love", более радиоформатное, но группа отказалась.

Вскоре после окончания своего первого американского турне, Savatage начали работу над своей следующей пластинкой, в одной из лондонских студий, пригласив в состав нового басиста Джонни Ли Мидлтона. В результате на свет появился "Fight For Rock", диск, считающийся самой слабой работой в каталоге группы. Виной всему стал весьма скоромный бюджет записи, неопытность группы, а также неудачные советы их менеджеров. Несмотря на огрехи этой пластинки, таланты Криса особенно заметны на более тяжелых песнях этого альбома, таких, как "Red Light Paradise", "Hyde" и "The Edge Of Midnight".

На гастролях в поддержку "Fight For Rock", в Европе Savatage играли в первом отделении у Motorhead, а в Америке разогревали Тэда Найджента, но как и "Power Of The Night", их новый диск фактически провалился.

Казалось, что группа может навсегда потерять контракт с "Atlantic", но агент по работе с артистами и репертуаром Флом попросил своего знакомого Пола Оу Нила посмотреть, что вообще можно сотворить с этой группой. ОуНил работал с "Leber-Krebs", менеджментом, занимавшимся делами таких групп, как Aerosmith, AC/DC и Def Leppard, среди прочих, и совсем недавно он стал постоянным продюсером. Отвечая на предложение Флома, О’Нил поехал во Флориду для того, чтобы побывать на концерте Savatage. Ему мгновенно понравилась группа, в особенности Крисс Олива. "Крисс играл с потрясающим чувством и душой, и для меня это было просто невероятно", говорит Оу Нил. "Лучшего гитариста я никогда в жизни не слышал".

Вскоре, Оу Нил начал сотрудничать с Savatage, и результатом этого сотрудничества стал альбом "Hall of the Mountain King" (1987). Эта пластинка Savatage всеми считается знаковой работой на металлической сцене. "Atlantic" вздохнули с облегчением, когда количество проданных копий нового диска превысило все предыдущие альбомы группы. Одноименная дорожка, ее смело можно назвать самой известной песней Savatage, но и на другие вещи "Mountain King" выделялись не менее яркими и запоминающимися риффами. Одни из самых лучших соло Крисса на этом альбоме "атакующий надвиг" в "24 Hours Ago" и первый зрелый инструментал группы, переработка произведения норвежского классического композитора Эдварда Грига, "In the Hall of the Mountain King", названная на этой пластинке "Prelude to Madness".

Помимо продюсирования "Hall of the Mountain King", Оу Нил в соавторстве с братьями Олива, написал большинство песен этого альбома, и это сотрудничество продолжилось на последующих работах этого коллектива. Уже на первых сессиях написания новых песен, Оу Нил убедился в собственной изначально правильной оценке таланта Крисса. "Крисс запросто мог сыграть все, что только можно себе представить", утверждает он. "Он мог сыграть соло, обыгрывая вокальную линию, но при этом, не мешая этой гармонии, и он был одним из редких гитаристов понимавших и знавших как с помощью гитары можно подчеркнуть всю чувственность человеческого голоса. Его игру можно было назвать неким сочетанием выражением страха Дуэйна Аллмана на песне "Layla", с волнующими интонациями Джимми Пейджа, чувственностью Эрика Клэптона, грубостью Джо Пэрри и сноровкой Эдди Ван Халена или Хорцуорта".

Вскоре после выхода "Mountain King", Savatage получили мощный толчок в развитие собственной карьеры, когда Dio пригласил группу играть у него в первом отделении на интенсивном, стадионном американском турне, с Megadeth в качестве группы поддержки. Эллефсон вспоминает, как наблюдал за игрой Оливы на каждом концерте. "Под конец "24 Hours Ago", Крисс играл свое фирменное, обалденное соло уменьшенной размерности. На каждом выступлении, я буквально бросал все то, чем в этот момент занимался и слушал его игру. Это было мое любимое соло на протяжении всего турне, соло, которое я буду помнить всегда, до конца своих дней".

Несмотря на то, что группа получила неимоверную по своей масштабности рекламу и раскрутку, трех месячное турне с Dio негативно сказалось на Savatage и, в особенности на Джоне, который провел целый месяц в реабилитационном центре по возвращении с этих гастролей. Упустив несколько выгодных "разовых предложений", за последующие 18-ть месяцев Savatage не дали ни одного концерта.

По возвращении в Америку, Savatage вновь объединились с Оу Нилом для того, чтобы завершить запись нового альбома, получившего название "Gutter Ballet". Это название было позаимствовано из одного мюзикла, написанного Оу Нилом несколькими годами ранее, партитуру этого мюзикла Крисс обнаружил по чистой случайности в нью-йорском доме продюсера, во время перерыва в студийной работе. Братьям Олива так понравилось название и сюжет о восхождении и падении одной рок-звезды, что они позаимствовали для себя название этого мюзикла и записали одну из песен, драматическую пауэр балладу "When the Crowds Are Gone". Однако, записав этот трек, музыканты Savatage пошли на огромный риск, а сам альбом возвестил об увлечении группы направлением прогрессивного металла.

Через несколько лет после выхода этого альбома, гитарист Trivium Кори Белью — которому на момент выхода "Gutter Ballet" было всего-навсего шесть лет — оценил всю привлекательность этой пластинки. "На этом альбоме есть просто замечательные песни и запоминающиеся проходы, и для мальчишки, только открывающего для себя гитару, игра Крисса была просто потрясающей", говорит Белью. "Крисс играл очень плавно, это был гитарист с потрясающей техникой легато. Помимо своего поразительного таланта шреддера, Крисс умел прекрасно чувствовать мелодию и передавать это чувство в своей игре".

Вслед за выходом альбома последовало турне "Rulin’ Gutter tour", на тот момент самые "плотные" по своему графику гастроли Savatage, когда группа дала больше 100 концертов. После выступлений на разогреве у King Diamond в Европе, команда вернулась в Америку для того, чтобы выступать между Testament и Nuclear Assault в рамках продолжительного турне по Штатам. Крисс подружился с лидер-гитаристом Testament Алексом Сколником, но надо сказать, что они уже итак давно были поклонниками друг друга. На самом деле, по утверждению Сколника, игра Крисса на одноименном с альбомом треке "Sirens" — по словам гитариста впервые он услышал этот альбом в последних классах школы — сыграла важную роль в его музыкальном развитии.

"Крисс вдохновил меня использовать в металлических риффах и соло октавы, и "Sirens" в этом отношении прекрасный пример", говорит он. "Гитара Крисса звучала на этом диске просто отлично, но через несколько лет он начал играть намного лучше. Если честно, когда я услышал альбом "Gutter Ballet", сначала я, было, решил, что они поменяли гитариста – его исполнительское мастерство выросло просто неимоверно".

Ритм-гитарист Крис Каффери, который дебютировал в составе Savatage во время турне с Dio, стал официальным музыкантом группы в период работы и рекламы "Gutter". Со временем, он даже позаимствовал у Крисса некоторые его гитарные "фишки", в ттом числе начал играть медиаторами из нержавеющей стали. "Такие медиаторы усиливали его атаку во время исполнения скоростных пассажей, когда острый конец медиатора "дербанил" гитарные струны", говорит Каффери.

Для записи приемника "Gutter Ballet" Savatage вновь обратились к музыке О’Нила за вдохновением и девять месяцев записывали на тот момент свою самую амбициозную пластинку, рок-оперу названную "Streets". В какой-то степени эта запись напоминала Savatage времен "Sirens", альбома выпущенного восемью годами ранее, но эти песни продемонстрировали колоссальный рост Крисса как гитариста, его широчайший арсенал. Медленное развитие пригвождающих соло в песне "Ghost In The Ruins", опаляющие и узнаваемые риффы "Agony & Ecstasy" и "Sammy And Tex" и настоящий триумф "Believe", в которой он потрясающе эффективно использовал контрапункт.

В то время, как Джон считает "Streets" пиком творчества Savatage, для самой группы эта пластинка стала коммерческим промахом. Буквально за несколько дней до выхода альбома, Nirvana выпустили свой прорывный, "Nevermind". С этого альбома началась повальная мода на гранж, а ландшафт гитарного рока изменился на годы. Во время гастролей в поддержку "Streets", Savatage страдали от финансовых проблем и были вынуждены отменить последнюю часть тура в поддержку этого альбома.

Помимо всего прочего, Джон частенько терял голос на концертах, всему виной была недостаточная вокальная подготовка и постоянное напряжение голоса, на протяжении более трех лет. Все это, в сочетании с неспособностью команды записать и выпустить хитовый сингл, привело Джона к мысли, что он лишь тормозит карьеру Savatage, в итоге он сложил с себя полномочия вокалиста.

Сначала Крисс хотел записать инструментальный альбом, но вскоре решил продолжить работу над новым диском Savatage, на пару с О’Нилом и Джоном, продолжавшими играть руководящую роль. Общим решением, на замену Джона, ими был принят Захари Стивенс, начались записи, итогом которых стал выпуск альбома, "Edge Of Thorns" (1993). Вскоре после окончания работы над этой пластинкой, группу покинул барабанщик Стив Вахольц, оставляя Крисса последним оригинальным музыкантом Savatage. Тогда же они начали первое турне в поддержку "Edge Of Thorns", выступая в Европе на разогреве у Overkill.

Теперь музыка Savatage имела больше общего с группами классического тяжелого рока 70-х, чем с металлическими командами начала 80-х, но песни на "Edge Of Thorns" были явно сделаны с упором на гитару. "Lights Out" и "Conversation Piece" выделялись фирменными криссовскими риффами, тогда как гитарный угар на "He Carves His Stone" доказывал, что младший Олива способен нарезать на гитаре лучше, чем когда-либо. Джон считает этот альбом лучшей работой своего брата: "Мне кажется, что тогда он испытал на себе большое давление, очень старался превозмочь себя, а еще попробовать как-то компенсировать мое отсутствие".

Несмотря на, или, возможно благодаря доминирования музыки гранж на радио, одноименная с альбомом песня стала первым радио-хитом группы, поднявшись на 26 место в мейнстримовом чарте "Billboard" (rock tracks chart). Радиоэфиры и последующие тиражи продаж, позволили группе реально подняться, впервые со времен альбома "Hall Of The Mountain King". А еще Savatage смогли провести свое самое масштабное турне со времен гастролей с Dio. Их пригласили играть на разогреве у Винса Нила, в рамках его первого мирового хэдлайнерского турне со времени ухода из Motley Crue.

Вторым синглом с альбома должна была стать первая акустическая баллада Savatage "Sleep", и лейбл "Atlantic" - в надежде "срубить бабла" на недавнем коммерческом успехе таких групп, как Extreme, Mr. Big и Saigon Kick, последние также выпускали свою продукцию на данном лейбле – начал активно проталкивать песню на радио. Фактически это говорило о том, что Savatage наконец-то приближаются к мейнстримовому успеху.

Но гастроли и раскрутка "Sleep" так и остались только в теории. Ранним утром 17 октября 1993 года, Крисс и его жена Доун, добирались домой с концерта, недалеко от Тампы, когда машина, в попытке обогнать идущее рядом другое транспортное средство, выскочила на "встречку" и с толкнулась с авто Крисса лоб в лоб. Доун попала в больницу; а Крисс погиб на месте.

В принципе, вместе с этим трагическим событием, должна была кончиться и история Savatage, но несмотря ни на что, группа продолжила свой путь, пережив ренессанс в середине 90-х, и обретя успех за океаном больше, чем когда-либо до этого. Сначала главную роль в этом успехе сыграл Сколник, став гостевым гитаристом на альбоме группы "Handful Of Rain" (1994) (первой работе со смерти Крисса). Он же играл в последовавшем после выпуска этой пластинки турне, на котором за барабанами появился Джефф Плэйт, а на место вокалиста вернулся Джон Олива. Затем вернулся Каффери, а после того, как Сколник отказался от предложения стать постоянным гитаристом группы, в состав команды влился "вечный странник", гитарист Эл Питрелли (Alice Cooper, Megadeth).

На своем следующем альбоме, "Dead Winter Dead", Savatage вернулись к формату рок-оперы. Среди песен этой пластинки затесалась инструментальная композиция с "каникулярными мотивами" "Christmas Eve/Sarajevo 12/24". Когда начались рождественские каникулы 1995 года, несколько попсовых радио-станций по всей Америке неожиданно начали гонять эту песню. Довольно скоро, альбом "Dead Winter Dead" начал распродаваться как "горячие пирожки" и довольно быстро весь тираж был распродан. К сожалению после рождественских праздников интерес к этой записи явно уменьшился.

Для того, чтобы поиметь со своего неожиданного хита максимальную прибыль, группа решила сочинить и записать рок-оперу с центральной рождественской темой, и выпустить ее к следующим рождественским каникулам. Опасаясь, что поклонники могут не понять смену музыкального направления группы и при этом, явно стремясь "ковать железо на песне, пока горячо", О’Нил и музыканты Savatage назвали свой новый проект Транс-Сибирским оркестром. Выпущенный в октябре 1996 года, альбом "Christmas Eve And Other Stories" был и остается супер успешным мега хитом. Каждый релиз TSO, а на сегодня они выпустили четыре рок-оперы и одно домашнее видео, разошелся, по меньшей мере, золотым тиражом, и это при том, что ни одна пластинка Savatage не смогла добиться подобного статуса. Между тем зимнее турне TSO сегодня самые посещаемые ежегодные гастроли.

Когда в 1999 года TSO давали свои первые концерты, четверо музыкантов Savatage – Питрелли, Каффери, Мидлтон и Плэйт и старый помощник Боб Кинкел (который, начиная с диска "Mountain King", много лет играл на клавишных на альбомах группы), сколотили новый состав и продолжили карьеру. На следующий год к ним присоединился Сколник, и теперь он штатный гитарист TSO.

Несмотря на то, что Крисс Олива не играл на "Christmas Eve", на этот диск все же попала одна из его гитар. Инструмент модели "ESP" голубого цвета, с изображением горгульи авторства Гэри Смита, старого оформителя обложек Savatage, появлялся на каждом альбоме Savatage и TSO со времени смерти Крисса. "Крисс как бы незримо присутствует во всех наших работах, и эта гитара символизирует его присутствие", объясняет Джон.

Что же касается гитары Крисса, белого инструмента модели "Charvel", то последние десять лет она экспонировалась в самом большом в мире "Hard Rock Cafe", расположенном на территории "Universal Studios" в Орландо. Но многие видят эту гитару ежегодно, на товарах с символикой TSO. За последние годы группа также записала еще две кавер-версии Savatage, в том числе песню с альбома "Streets". Еще один трек должен появится на очередном альбоме TSO, который будет называться "Nightcastle".

Многие считают, что TSO продолжают дело Savatage и сохраняют память о Криссе. "Каждый раз приходя на концерт TSO2, говорит Эллефсон, "я вспоминаю Крисса, все потому что его динамичная манера исполнения, его игра в составе Savatage заложила настоящий фундамент и стала отправной точкой для всего того, чем потом занимались TSO".

О’Нил соглашается. "Даже сегодня в TSO", говорит он, "многие гитаристы вспоминают первые альбомы Savatage, чтобы учится у Крисса. Такие парни, как Крисс одним своим существованием заставляли других, тех, кто был рядом, быть лучшими музыкантами, а таких парней как я, лучшими авторами-сочинителями. Все потому что талант музыкантов Savatage был настолько безграничен, что это вечно стимулировало ваше развитие".

content bottom
Перевод: Дмитрий Doomwatcher Бравый (14.09.2013)
Оценка: 0, Голосов: 0
<< Предыдущий материал: Вспоминая... Крисса Оливу
content top

Оставить комментарий:

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь, или авторизируйтесь если вы регистрировались ранее.

content bottom