Рок Архив  »  A  »  AC/DC

Пальцы, высекающие пламя

Английский оригинал: Журнал Music U.K. (Англия) №26 февраль 1984г. Автор: Steven Rosen
content top
AC/DC
1984

Пальцы, высекающие пламя

AC/DC

Энгус Янг – лихорадочный и маниакальный лидер-гитарист AC/DC, австралийского хэви металлического квинтета поднявшегося в высший эшелон хард-роковой иерархии. Именно янговский грубый гитарный стиль (не говоря уже о его нестандартном сценическом поведении) заставил многих обратить внимание на эту группу, а еще Энгус очень последователен в студии звукозаписи.
Янг, который редко говорит о своем гитарном мастерстве, дал Стивену Розену из "Music U.K." эксклюзивное интервью и рассказал как о своем исполнительском стиле, так и о своих корнях.

Каким образом, на пару с братом Малькольмом, вы разучиваете свои гитарные партии?

Энгус Янг: Он что-нибудь придумывает, а я ему подыгрываю. Тут все просто и естественно. Наверное, у нас получается хорошо работать вместе. Для меня Мал это настоящий мастер ритма, причем он играет с удовольствием. Такая самоотдача очень важна для меня, потому что если на концерте мой аппарат ломается, а гитара вырубается, я продолжаю слышать Мала, и его гитара заполняет пустоту. Могу сказать, что у этого гитариста лучшая в мире правая рука, и я никогда не слышал, чтобы кто-то играл в подобном стиле. Даже Кит Ричардс и гитаристы его уровня, как только в двухгитарной группе вторая гитара вырубается на сцене, образуется пустота, но с Малом это просто исключено. Малькольм всегда говорил о том, что если он будет играть соло, значит, не сможет бухать, следовательно обязанность солиста он возложил на мои плечи. То есть он умеет играть сольные партии и играл их на некоторых старых песнях, когда мы добавляли его соляки. И вообще он играет лучше меня, лучше чувствует гитару.

Свои ритм-партии ты сочиняешь самостоятельно?

Да, но мои партии можно назвать лишь дополнением к его основе. Моя игра – украшение его партий. Он заиграет ритм, а я добавлю от себя пару-тройку аккордов, так незаметно, словно из подтяжка. А вот во время записи базовых дорожек в студии, мы продублируем гитарные партии, и моя партия будет в более высокой тональности. Он – ритм, а я лишь украшение к его ритму. Если нам нужно уплотнить тот или иной аккорд, мы запишем двойную партию.

Я заметил, что ты достаточно редко играешь гармонизированные соло.

О, это такая скукота для меня! Такие соло отлично получаются у Хэнка Марвина! Но для меня это скучно, и теперь это так банально и дешево. Хорошие гармонизированные соло можно пересчитать по пальцам. Кто подобные соло умел играть? The Yardbirds, Джефф Бек, Джимми Пейдж – но едва ли их соло можно было назвать гармоничными. Такие соло сочинялись двумя гитаристами умевшими играть. Сама гитарная гармония придумана заранее, она лишена спонтанности и вообще немного суховата.

Интересно, что AC/DC никогда не пользовались услугами клавишников.

Сегодня все кому не лень берут к себе в состав клавишника, но при этом теряют в рок-н-ролльности. Да, Литтл Ричард играет на пианино, и я восхищаюсь музыкантами демонстрирующими чудеса клавишной техники, но если говорить о нас, то мы всегда играли с двумя гитаристами, и старались сохранить именно такую основу.

Значит, ты изначально знал, что в вашей группе будут только два гитариста, ты и Малькольм?

Да, возьми мы еще одного музыканта, и нам бы пришлось платить ему лишние деньги. Кто бы тогда платил за проезд в автобусе и все такое прочее?

Что ты можешь рассказать о технике записи твоих гитарных соло? Эти партии дублируются?

Бывает по-разному. Иногда нужно чтобы ритм-партия звучала чисто, и тогда мы продублируем соло. Довольно часто, приходя в студию, все гитарные партии мы записывали сразу, но это зависело, насколько нам было комфортно. Соло есть соло, и я не уделяю своим сольным партиям слишком много внимания. Я просто знаю, как сыграть то или иное соло, а больше мне ничего и не надо. Попросите меня сыграть джазовое соло, и я сыграю. Другой вопрос, что мое соло может не соответствовать джазовым канонам, то есть это моя интерпретация. Я сыграю это соло как испанец и скажу: "Оле, гоп!". Я не зацикливаюсь на соло, как может кому-то показаться. Нужно помнить о том, что гитарное соло было придумано далеко не вчера, и у меня одна цель – сделать свое соло прикольным, интересным. Пока это у меня получается, я всем доволен. Главное чувство, а как оно выражено, одной нотой или двумя сотнями нот, это уже не столь важно.

Какие из своих соло ты считаешь интересными?

Интересными? Господи, но давайте сейчас не будем залезать во все эти "технические дебри". Соло в песне "Sin City" получилось весьма достойным, и мне нравятся все соло с нашего нового альбома ("Flick Of The Switch"). Я бы просто не стал играть все эти соло, не будь они интересными. Мне приходиться держать ответ перед четырьмя другими знатоками риффов! И если им не понравится какое-то из моих соло, тогда вы прочтете мой некролог!

Но, тем не менее, все считают тебя именно соло-гитаристом!

Бедные люди! Да им просто нечем себя занять, а ведь столько интересных комедий идет по телеку! Конечно, есть такое мнение, но я лично себя солистом не считаю, для меня намного важнее сама группа. Возьмем любую хорошую современную рок-группу, я считаю, что без Роджера Долтри и The Who сам по себе Пит Таунсенд – ничто. На самом деле, как гитарист, он достаточно скучный! Тоже самое можно сказать и о Zeppelin без Джона Бонхэма; лично для меня это уже другая группа. Конечно, есть самодостаточные соло исполнители, но мне интересна группа, как единый коллектив. Послушайте мою гитару отдельно от остальных, да это же просто ужас!

Значит, свой сольный альбом ты бы выпускать не стал?

Нет, не стал, просто не захотел бы. Зачем? Кому это нужно? Я не считаю это необходимостью, и еще не считаю себя сольным исполнителем. Моя задача – дополнять. Играть роль дополнительной краски. Совсем не страшно, если в той или иной песни не будет соло. Мы сочиняли песни и без соло.

Но вместе с тем, должно быть ты потратил много времени на разучивание гамм и оттачивание своей техники.

Когда я только начинал играть, вот смотрел я на гитару и думал: "Так, эта нота играется здесь, а вот эта здесь". До тех пор пока не пришел в AC/DC, я даже не знал названия аккордов. Да я до сих пор их не знаю и можно сказать, что придумываю по ходу.

Значит, ты никогда не учился играть, никогда не брал гитарных уроков?

Не брал. Я демонстрирую собственную невежественность, когда до этого доходит дело. Я знаю, что на гитаре стоит звукосниматель, есть басы, дискант, а больше мне без надобности. Я не использую никакие гитарные эффекты, но у меня есть трансмиттер (безпроводная система). Но я ей пользуюсь затем, чтобы меня не било током, так как когда я играл с гитарным шнуром, меня частенько шибало.

Ты играл на "SG" изначально, чем же данная гитарная модель столь привлекательна для тебя?

У меня короткие руки, можете убедиться в этом сами. А гитарный гриф "SG" мне как раз "по руке", очень подходит моим пальцам. У меня есть "SG" с очень тонким грифом, но гриф этой гитары не обтачивали, ничего такого, я просто случайно нашел этот инструмент в одном из музыкальных магазинов.

Ты с самого начала начал играть именно на "SG"?

Нет, у меня была старая, задрипанная акустика и банджо. Я не умею играть на банджо, просто настраиваю банджо как гитару.

Насколько я понимаю, когда ты только начинал играть, в Австралии был достаточно скромный выбор гитар?

Достать "SG" было крайне трудно. У Малькольма появилась гитара модели "Gretsch", а еще у него была старая гитара "Hofner" и после одной мощной ссоры он мне эту гитару отдал. Эту гитару сделали полуакустической и обшили хлопчатобумажной тканью. Можно сказать, что именно на этой гитаре я и научился играть. Потом, я ненадолго устроился на работу, поднакопил денег, затем пошел и купил себе "SG". В местном магазине продавались "Лес Полы" и прочие гитары, но я выбрал себе именно "SG" и был прямо таки поражен, буквально очарован этой гитарой. На ней стояли толстые, грубые струны. Я начал что-то наигрывать и мне понравилось, все звучало просто отлично. Была у меня и другая гитара, такой забракованный "Gibson". Я поигрываю на этой гитаре, и по сей день. Хороший инструмент, но с дефектом. Но лучше бы они выпускали все свои гитары с подобным дефектом, так как эта гитара замечательно звучит.

А гитары "Fender" никогда не привлекали тебя?

У Малькольма где-то валяется один такой "Фендер" и мы использовали эту гитару ак "запасной вариант", когда у нас не хватало денег. Если он рвал струну на своей гитаре, тогда играл на этом "Фендере", а если я рвал струну на своей первей его, то этот "Фендер" попадал ко мне. Но сейчас, скорее всего, мал сделал из этой гитары пепельницу!

Какими были первые концерты, когда у вас еще не было денег?

Очень веселыми. Мне кажется, что тогда мы притягивали к себе одни отбросы. Но это было очень прикольно так, как ты выходил на сцену и при этом тебя ничего не "грузило". Ни о каком большом успехе просто не думало и не гадалось.

Была ли музыка AC/DC того периода чем-то новым для Австралии?

В Австралии на тот момент уже существовал рок или эквивалент рока, но, по большому счету, все это было подражанием чему-то или кому-то. В этом плане австралийцы чем-то смахивали на японцев. Австралийские музыканты не отличались оригинальностью ни тогда, ни сейчас, если вообще существует такое понятие, как "австралийский рок". Австралийская музыка всегда кого-то напоминала, либо Dire Straits, либо Police – а я от этих групп ужасно скучаю.

Слушаешь ли ты других гитаристов?

Нет, не слушаю, и дело тут не в моих личных амбициях. Как я уже сказал, я люблю хорошие группы, а если мне что-то и нравится, то нравится, прежде всего, сам коллектив. Я никогда не стремился пойти и купить чужой альбом, а потом своровать какие-то ноты у другого гитариста. Все потому что, сидеть и "снимать" чужие партии, у меня никогда не было на это терпения. Но я слушал блюзовые альбомы, Yardbirds, Who и The Kinks, когда они считались рок-группами. Что-то мне нравилось, но еще больше не нравилось, но я никогда не переигрывал чужие песни, потому что это у меня бы просто не получилось. Это не мое, не родное, чуждый мне стиль. Я учился играть строго по наитию, интуитивно, чувствуя тот или иной порядок нот. Интуитивно чувствуя и понимая, как все должно звучать. Конечно, с моей стороны это было совершенно не профессионально, но поверьте, я угрохал на все это целую уйму времени!

Когда ваша группа уехала из Австралии?

Первый раз мы уехали в 1976. Отправились в Британию и Европу, с тех пор и начали кататься по миру. В Америку впервые приехали в июле 1977, выступали везде, где придется и с кем придется.

Когда ты разработал свой сценический образ?

Изначально. Я всегда был неуклюжим, постоянно на что-то натыкался, падал на барный стул; мне приходилось увертываться от бутылок.

Повлияли ли на тебя какие-либо английские хард-роковые группы?

Мне никогда не нравились все эти "дип пёрплы" и иже с ними, я их всегда ненавидел, всегда считал убогими последователями Led Zeppelin.

Что скажешь о Van Halen?

Трудно что-либо сказать. Не знаю. Я никогда не был на их концерте, ничего такого. Я побывал на одном концерте Deep Purple, прошу заметить, заплатил свои кровные за билет, и подумал: "Господи, ну до чего же нелепо!". Все это так предсказуемо, настолько, что я подумал, что сам бы мог точно также сыграть. Взять, для примера, песню "Back In Black". Можно сказать, что на половину это соул, на это указывает ритм, но вместе с тем все звучит солидно. Основа этой солидности – ритм-партия Малькольма. И "You Shook Me All Night Long" тоже звучит в стиле соул. Это не тривиально, это не избитая музыка. Да, короткое соло в этой песне было записано с первого дубля. Тут нет смысла о чем-то задумываться, берешь и играешь. Если бы мы думали и все рассчитывали, так бы классно уже не вышло. Поиск собственного звучания, для меня это всегда было самым легким в гитаре. Да и потом, если все правильно играть, то и звучать все должно тоже правильно. То самое подходящее звучание по-любому вас "торкнет". Для поиска нужного вам звучания, выстраивать стену из усилителей, использовать прочие фишки и ухищрения совершенно бессмысленно. Если берете какой-то аккорд, и он звучит с искажением, этот аккорд можно очистить. Все это прекрасно слышно. Хорошее звучание рождается путем "проб и ошибок". Что касается меня, то я предпочитаю максимально чистое звучание. Если чистого звука можно добиться с помощью естественного искажения, прекрасно, так как всяким "искажающим эффектам" я просто не верю. Не вижу смысла выжимать из примочек все по-полной, потому что тогда все будет звучать грязно и со свистом.

Что расскажешь о своих усилителях?

Я годами использовал практически один "Marshall". В AC/DC всегда только "Marshall". На сцене я использую четыре стоваттных усилителя. Время от времени пробовал играть через другие усилители, "Ampeg" и прочее, но они никогда не работали также безупречно. "Marshall" для меня это образец рок-звучания.

Расскажи о настройках на твоем усилителе.

Дискант и бас я ставлю на половинку, средние частоты тоже самое, на половину, а вот эффект "присутствия" я обычно полностью выкручиваю. До тех пор пока на концерте я не почувствую, что мне не хватает верхов, вот тогда я буду использовать "присутствие".

Уровень громкости, ты не считаешь, что четыре деления это немного громко?

Нет, для меня это вполне достаточная громкость для распространения звука. Мне нужен звук именно такой мощности с учетом того, что я постоянно бегаю по сцене. И потом, основной звук идет у нас со сцены, а не через систему громкоговорителей на концертной площадке. Выбор звучания отражается на вашей аудитории, и звук, идущий со сцены более живой, нежели звук из системы колонок. У многих групп звук на сцене кардинально отличается от звука в аудитории, а нам бы этого не хотелось!

content bottom
Перевод: Дмитрий Doomwatcher Бравый (07.11.2013)
Метки: Music U.K., AC/DC (1984)
Оценка: 5, Голосов: 1
<< Предыдущий материал: Новое Начало
content top

Оставить комментарий:

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь, или авторизируйтесь если вы регистрировались ранее.

content bottom